75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается…

Здравствуй, дорогой мой прадедушка Григорий Борисович!
Пишет тебе письмо из далёкого 2020 года ученик 5 класса. Я твой правнук, но ты меня не знаешь. А я тебя видел на старых фотографиях и слушал твой голос на старых записях.
Спасибо тебе, мой дорогой прадед, что ты защитил мою родину. Спасибо тебе за то, что я живу в мирное время…
В этом году мы должны праздновать 75-ю годовщину Великой Победы. Но, увы, не получится. Напал на нас вирус басурманский, COVID-19. Сидим дома на изоляции второй месяц… Своего рода переживаем военные действия. Только ты воевал с немцами, а мы – с вирусом. Страшно очень. Наши врачи находятся на передовой линии и защищают нас.
Твой правнук Ремесник Арсений Григорьевич, 28 апреля 2020 года.

Вот в таких условиях, о которых рассказывает в своём школьном сочинении Арсений, прошла 28 апреля онлайн-презентация военного номера «Литературного сундучка». Прошла не очень гладко, с техническими заминками, но ведь и условия-то, как уже было сказано, особые, будем считать, полевые. Однако в любых условиях нужно уметь жить и работать, уметь добывать знания, приобретать новые навыки и умения, чему и учатся сейчас «рудничата». Символично, что очередной номер «Литературного сундучка», полностью посвящённый теме Великой Отечественной войны, вышел в такое непростое для всех нас время. Надеемся, рассказы юных авторов газеты, настоящих исследователей, о своих прадедах-фронтовиках поднимут дух читателей, в крепости которого мы все сейчас так нуждаемся.
На страницах нового номера опубликовалось 9 авторов, включая художников, из 6 школ города. Эпиграфом к рассказам детей стало стихотворение Марии Ванюшевой и рисунок к этому стихотворению Марии Лисичкиной.

Стихотворение и рисунок к нему определяют тему и содержание газеты – судьбы фронтовиков-победителей.
Перед читателями разворачиваются фронтовые истории семи героев номера, о которых повествуют юные писатели и журналисты. Ценность детских рассказов заключается в том, что все они основаны на личных фронтовых письмах или воспоминаниях участников Великой Отечественной войны.
Все фронтовики, о которых ведётся повествование, с разными судьбами.
Крестьянские парни Булах – трое братьев, попавшие на фронт сразу после окончания школы и не вернувшиеся с полей сражений…
Связист Григорий Ремесник, которому посчастливилось остаться в живых, после войны он стал учителем…
Известные кузбассовцы, поэт Михаил Небогатов и конструктор Александр Инякин, возвратившись с войны, вписали новые страницы в историю города и Кузбасса…
Военком Григорий Власов, будущий сотрудник правоохранительных органов Кемеровской области…
Несмотря на то, что у всех героев разная фронтовая судьба, всех их, как пишет Гриша Белоусов, объединяло одно: одинаково все они «никогда не знали и не задумывались о том, способны ли они на подвиг. Они просто делали то, что должны были делать, и верили в общую победу, и были готовы внести свой вклад, часто ценою собственной жизни, для достижения этой победы».

Большинство из героев рассказов – это уже прадедушки юных авторов. Несомненно, что ребята готовили свои материалы при участии и помощи взрослых – своих мам и пап, которые являются внуками фронтовиков. Но тем и ценны эти материалы – свидетельства трепетной передачи семейной истории и результат совместного труда детей и взрослых по её сохранению. Авторы статей работали с семейными архивами, а также с архивами музея боевой и трудовой славы ОВД Кемеровской области.
На слайдах вы видите значки рядом с портретом автора материала или портретом фронтовика, о котором он пишет. Каждый значок говорит о следующем:

 

 

 

Открывает галерею фронтовиков очень трогательный рассказ в стихотворной форме «Серёжка». О мальчишке-партизане, сыне партизанского отряда, который погиб так нелепо – во время воздушного обстрела.

 

 

Сколько таких Серёжек — детей, воевавших наравне со взрослыми — погибло во время Великой Отечественной войны…
Семён Шелимов, автор стихотворения, рассказывает, как родилось у него это произведение.

 

 

 

Дети на войне — это отдельная тема. Дети — партизаны, дети – участники диверсионных групп, дети – герои войны… А какой вклад в победу внесли дети тыла! Валя Шапарина прочтёт стихотворение о девочке, у которой погибла мать от руки гитлеровца. Девочка вместе со своей бабушкой собирает посылку бойцам на фронт и вкладывает в посылку письмо, в котором рассказывает свою историю…

Следующий материал — самого юного автора номера, Ани Коноваловой.

Аня уже давно занимается изучением военной родословной своей семьи. Она рассказывает о своих родных, троих братьях её прабабушки, погибших на войне совсем молодыми (Степану был 21 год, Алексею и Михаилу по 19 лет)… Представьте горе матери, потерявшей на войне всех своих троих молодых здоровых сыновей.

 

О такой женщине-матери, получившей похоронку с фронта, стихотворение, которое прочтёт Катя Кислицына.

Аня Коновалова рассказывает о том, как работала над своим материалом.

Арсений Ремесник рассказывает о своём прадедушке, который на войне был партизаном, потом связистом. Арсений считает своего прадедушку дважды героем: сначала он воевал, а потом, после войны, помогал восстанавливать разрушенную страну, строил мирную жизнь, работал учителем.

Слушаем рассказ Арсения.

 

 

 

Материал об известных кузбассовцах, Александре Инякине и Михаиле Небогатове, автор которого Полина Окунева (внучка первого и правнучка второго героя её статьи), представляет корреспондент газеты, постоянный автор «Литературного сундучка» Варвара Штейникова.

 

 

 

Самый большой материал номера – статья Гриши Белоусова «Жив и здоров, чего и тебе от души желаю!». Написан по письмам с фронта, хранящимся в музее боевой и трудовой славы органов внутренних дел Кемеровской области. Гриша в течение нескольких месяцев прочитал и обработал 98 писем! В газете приводится сокращённый вариант его исследовательской работы. Герой его рассказа не простой солдат, а капитан, политрук и военком, который занимался агитационной работой среди солдат. Его задачей было поддерживать моральный дух бойцов, вселять веру в победу.

Гриша рассказывает о том, как работал над своей статьёй.

Я очень рада, что творческий коллектив «Рудничка» справился с такой ответственной задачей – так достойно отметил 75-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне, выходом серьёзной, содержательной газеты.
Пусть этот номер «Литературного сундучка» станет подарком для всех её читателей ко Дню Великой Победы.
С военным номером, как и с предыдущими номерами газеты, теперь можно познакомиться на сайте Дома детского творчества в отдельной рубрике.

Редактор газеты «Литературный сундучок»,
руководитель детской литературной студии «Рудничок»
педагог Марина Викторовна Цыпкайкина