Сектор по профориентации школьников

Положение по профессиональной ориентации школьников

В сентябре 2007 года в отделе социально-педагогической направленности был создан сектор предпрофильной подготовки. В 2017 году сектор переименован в Сектор по профессиональной ориентации школьников.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию – система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Цель профориентации – помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии;  формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся  в области планирования карьеры.

Основные  задачи:

  • Организовать знакомство школьника с миром профессий и требованиями, которые они предъявляют к человеку.
  • Подготовить к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения и профессии в будущем через самопознание своих индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

 2020 – 2021 учебном году реализуются модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по профессиональной ориентации школьников «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА».

Данная программа предназначена для учащихся 13-15 лет, рассчитана на 1 год обучения и РЕАЛИЗУЕТСЯ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РУДНИЧНОГО РАЙОНА.

В данную программу входят:

  • Профориентационная программа «Путь к выбору профессии», которую реализует педагог-психолог.
  • Программы профессиональных проб по четырем сферам деятельности. Это дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ДООП) по профессиональной ориентации «Мир дизайна», «Основы медицины», «Профессия – журналист», «Основы экономики», «Юный горняк», «Я — преприниматель» и др.

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по формированию профессионального самоопределения школьников
«ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к выбору профессии» составлена и реализуется педагогом-психологом.

Программа рассчитана на 18 недель (54 часа) и предназначена для детей   13-15 лет.

Задачи: информировать о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства;

  • познакомить с правилами выбора профессии;
  • помочь подросткам в формулировке конкретных личностных задач в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по профориентации в сфере медицины
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ»

Обучение по программе профессиональной ориентации «Основы медицины» – это «пробы» собственных умений, навыков и возможностей в сфере медицинской деятельности (овладение простейшими медицинскими процедурами и оказание первой медицинской помощи в неотложных ситуациях). Широко используется ситуативный метод (это проведение деловых игр (имитационных, ситуативных и др.), решение ситуативных задач разной степени сложности).

Кроме этого, школьники знакомятся с учебными заведениями среднего и высшего медицинского образования (условиями приема и обучения в них, медицинскими профессиями), с лечебно-профилактическими учреждениями.

При обучении используются ресурсы медицинских учреждений и медицинских учебных заведений, необходимые для проведения учебной и производственной практики, а также осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Всё это способствует правильному выбору профиля на старшей ступени обучения в школе.

Программа рассчитана на 18 недель (54 часа) и адресована детям 13-15 лет.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по профориентации в сфере архитектуры, дизайна и строительства
«МИР ДИЗАЙНА»

Программа по профориентации «Мир дизайна» имеет техническую направленность и ориентирует на профессии в сфере дизайна, архитектуры и строительства.

Изучение курса предусматривает формирование представлений о профессиях, связанных с дизайном, архитектурой и строительством; о знаниях и первоначальных умениях, необходимых для овладения профессией, условиями труда и отдыха.

Учащиеся знакомятся с образовательными учреждениями нашего города, где можно получить профессию в сфере дизайна, архитектуры и строительства.

Программа рассчитана на 18 недель (54 часа) и адресована детям 13-15 лет.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по профориентации в сфере журналистики
«ПРОФЕССИЯ – ЖУРНАЛИСТ»

По уровню освоения программа «Профессия – журналист» является профессионально-ориентированной на профессии гуманитарного профиля.

Программа рассчитана на 18 недель (54 часа) и предназначена для детей   13-15 лет.

Большая часть учебного времени отведена под практические занятия – профессиональные пробы (по закреплению на практике полученных знаний, практическому ознакомлению с деятельностью профессиональных журналистских организаций).

Изучение курса предусматривает ознакомление школьников со структурой учреждений (предприятий, организаций), их историей, должностными обязанностями сотрудников, издательским оборудованием, условиями труда и отдыха персонала, особенностями обучения студентов, возможностями профессионального роста и повышения квалификации.

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по   профориентации в сфере горного дела
«ЮНЫЙ ГОРНЯК»

Практическая значимость дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный горняк» обусловлена тем, что занятия обеспечивают условия для профессиональной ориентации и предоставляют возможность расширить знания учащихся о мире профессий в горнодобывающей промышленности через организацию профессиональных проб, а также экскурсий на предприятия горнодобывающей промышленности, знакомство и сотрудничество с СУЗами и ВУЗами этого профиля.

Учащиеся знакомятся с требованиями, которые предъявляются к профессиям в горнодобывающей промышленности, спецификой трудовой профессиональной деятельности в этой сфере, что позволит им в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Программа рассчитана на 18 недель (54 часа) и предназначена для детей 13-15 лет.

 

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по финансовой грамотности
«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

По уровню освоения дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики» является профессионально-ориентированной на профессии финансово-экономического и социально-гуманитарного профиля, и относящихся к области образования в сфере экономики и управления.

Профориентация в рамках программы «Основы экономики» включает теоретические и практические занятия. Большая часть (более 75%) учебного времени отведена под практические занятия – профессиональные пробы (по закреплению на практике полученных знаний, практическому ознакомлению с деятельностью различных предприятий и организаций).

Изучение курса предусматривает ознакомление школьников со структурой учреждений (предприятий, организаций), их историей, должностными обязанностями сотрудников, оборудованием, условиями труда и отдыха персонала, особенностями обучения студентов, возможностями профессионального роста и повышения квалификации, а. также знакомство с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования.

Программа рассчитана на 18 недель (54 часа) и предназначена для детей 13-15 лет.

 

                Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по профориентации в сфере предпринимательства
«Я – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

Данная программа рассчитана на 18 недель (54 часа) и предназначена для детей 13-15 лет.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я – Предприниматель» заключается в формировании у будущего предпринимателя творческого свободного экономического сознания, которое основывается на опыте и деловой культуре предпринимательства, традиция рационализма и т. д. Малый бизнес, который является одним из приоритетов экономического развития страны, может стать важным средством самореализации молодежи. В этой связи, проблема своевременного обучения кадров для самостоятельной предпринимательской деятельности имеет ключевое значение

Содержание данной программы имеет ряд преимуществ, так как ведет не только к повышению образовательного уровня, но и вооружает школьников необходимыми практическими навыками для участия в экономической и трудовой жизнедеятельности.

 

                 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по профориентации в сфере туризма и краеведения
«ПРОФЕССИИ В МИРЕ ТУРИЗМА»

Программа рассчитана на 18 недель (54 часа) и предназначена для детей 13-15 лет.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Профессии в мире туризма» знакомит учащихся с требованиями, которые предъявляются к профессиям в туристическом и краеведческом направлении. Она позволяет углубленно познакомится со спецификой профессиональной деятельности в этой сфере и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Практическая значимость программы обусловлена тем, что занятия обеспечивают условия для профессиональной ориентации и представляют возможность расширить знания о мире профессий в туристическом и краеведческом направлении. В программу включены профессиональные пробы, а также экскурсии, знакомство и сотрудничество с СУЗами и ВУЗами этого профиля.

              

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по профориентации в юридической сфере и права
«ПРОФЕССИИ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

Программа рассчитана на 18 недель (54 часа) и предназначена для детей 13-15 лет.

Данная программа направлена на повышение имиджа правоохранительных органов в глазах подрастающего поколения, способствует повышению правовой грамотности детей и подростков, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Эта программа поможет определиться с выбором будущей профессии, а также получить начальные знания о профессиях в юриспруденции.

Выше изложенное подтверждает актуальность, новизну и общественную значимость, педагогическую целесообразность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, которая поможет формированию позитивного отношения обучающихся к силовым структурам, а также к службе в органах внутренних дел.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по профориентации в сфере лингвистики
«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ»

Программа рассчитана на 18 недель (54 часа), предназначена для детей 11-13 лет т ориентирует на гуманитарный профиль обучения в старших классах.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лингвистические профессии» заключается в том, что она носит профориентационный характер.

Обучение по данной программе – это «пробы» собственных умений, навыков и возможностей в сфере лингвистики, а также знакомство с учебными заведениями среднего и высшего образования.

Сетевая форма реализации образовательной программы обеспечивает возможность использования ресурсов лингвистических школ и высших учебных заведений, необходимых для проведения профориентационных экскурсий, мастер-классов для учащихся, профессиональных проб, осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по профориентации
«АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИЙ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академия профессий» адресована детям 6-8 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие дети, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и   многие насущные проблемы воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного воспитания, предполагая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр.  Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный и младший школьный возраст как возраст первичной профессионализации (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, В.А. Цвык), можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора: способности и склонности самого ребенка; позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка; интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.