Положение по профессиональной ориентации школьников
В сентябре 2007 года в отделе социально-педагогической направленности был создан сектор предпрофильной подготовки. В 2017 году сектор переименован в Сектор по профессиональной ориентации школьников.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию – система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Цель профориентации – помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.
Основные задачи:
- Организовать знакомство школьника с миром профессий и требованиями, которые они предъявляют к человеку.
- Подготовить к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения и профессии в будущем через самопознание своих индивидуальных интересов, способностей и склонностей.
2018 – 2019 учебном году реализуются модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по профессиональной ориентации школьников «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА».
Данная программа предназначена для учащихся 13-15 лет, рассчитана на 1 год обучения и РЕАЛИЗУЕТСЯ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РУДНИЧНОГО РАЙОНА.
В данную программу входят:
- Профориентационная программа «Путь к выбору профессии», которую реализует педагог-психолог.
- Программы профессиональных проб по четырем сферам деятельности. Это дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ДООП) по профессиональной ориентации «Мир дизайна», «Основы медицины», «Культура и искусство», «Профессия – журналист», «Основы парикмахерского мастерства», «Юный горняк», «Педагогика» и др.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
ДООП «ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
(Программа по формированию профессионального самоопределения школьников)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к выбору профессии» составлена и реализуется педагогом-психологом.
Программа рассчитана на 12 недель (12часов) по 1 часу в неделю.
Задачи:
- информировать о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства;
- познакомить с правилами выбора профессии;
- помочь подросткам в формулировке конкретных личностных задач в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями.
ДООП «ОСНОВЫ ПАРИКМАХЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
(Программа по профессиональной ориентации в сфере парикмахерского дела и косметологии)
Программа по профессиональной ориентации «Основы парикмахерского мастерства» актуальна для подростков, так как удовлетворяет потребность подростков ориентироваться в моде, в изобилии косметических средств, в методах и средствах правильного ухода за внешностью; кроме того, знакомит с популярными на сегодняшний момент времени профессиями – стилиста, визажиста, косметолога, имиджмейкера, парикмахера.
В ходе изучения программы, учащиеся знакомятся с профильными учебными заведениями, новейшими технологиями и приемами по созданию собственного имиджа.
Программа рассчитана на 12 недель (36 часов) по 3 часа в неделю.
ДООП «ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ»
(Программа по профессиональной ориентации в сфере медицины)
Обучение по программе профессиональной ориентации «Основы медицины» – это «пробы» собственных умений, навыков и возможностей в сфере медицинской деятельности (овладение простейшими медицинскими процедурами и оказание первой медицинской помощи в неотложных ситуациях). Широко используется ситуативный метод (это проведение деловых игр (имитационных, ситуативных и др.), решение ситуативных задач разной степени сложности).
Кроме этого, школьники знакомятся с учебными заведениями среднего и высшего медицинского образования (условиями приема и обучения в них, медицинскими профессиями), с лечебно-профилактическими учреждениями.
При обучении используются ресурсы медицинских учреждений и медицинских учебных заведений, необходимые для проведения учебной и производственной практики, а также осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Всё это способствует правильному выбору профиля на старшей ступени обучения в школе.
Программа рассчитана на 12 недель (36 часов) по 3 часа в неделю.
ДООП «ПЕДАГОГИКА»
(Программа по профессиональной ориентации в сфере педагогики)
Несомненно, что именно педагогу отводится главная роль в системе подготовки учащихся к жизни, в формировании их личностных качеств. Поэтому возникает необходимость создания наиболее благоприятных условий для обучения способных детей, готовых к продолжению обучения в профессиональных (педагогических) учебных заведениях после окончания школы.
Профессиональная ориентация по данной программе включает теоретические и практические занятия.
Предусматриваются профориентационные экскурсии, мастер-классы и профессиональные пробы в учебных заведениях среднего или высшего педагогического образования.
Программа рассчитана на 12 недель (36 часов) по 3 часа в неделю.
ДООП «МИР ДИЗАЙНА»
(Программа по профессиональной ориентации в сфере архитектуры, дизайна и строительства)
Программа по профориентации «Мир дизайна» имеет техническую направленность и ориентирует на профессии в сфере дизайна, архитектуры и строительства.
Изучение курса предусматривает формирование представлений о профессиях, связанных с дизайном, архитектурой и строительством; о знаниях и первоначальных умениях, необходимых для овладения профессией, условиями труда и отдыха.
- знакомятся с образовательными учреждениями нашего города, где можно получить профессию в сфере дизайна, архитектуры и строительства.
Программа рассчитана на 12 недель (36 часов) по 3 часа в неделю.
ДООП «ПРОФЕССИЯ – ЖУРНАЛИСТ»
(Программа по профессиональной ориентации в сфере журналистики)
По уровню освоения программа «Профессия – журналист» является профессионально-ориентированной на профессии гуманитарного профиля.
Большая часть учебного времени отведена под практические занятия – профессиональные пробы (по закреплению на практике полученных знаний, практическому ознакомлению с деятельностью профессиональных журналистских организаций).
Изучение курса предусматривает ознакомление школьников со структурой учреждений (предприятий, организаций), их историей, должностными обязанностями сотрудников, издательским оборудованием, условиями труда и отдыха персонала, особенностями обучения студентов, возможностями профессионального роста и повышения квалификации.
Программа рассчитана на 12 недель (36 часов) по 3 часа в неделю.
ДООП «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»
(Программа профессиональной ориентации в сфере культуры и искусства)
Программа «Культура и искусство» ориентирует на профессии в сфере культуры и искусства (актер, режиссер, сценарист, ведущий культурно-досуговых программ и др.).
Актуальность данной программы состоит в том, что она аккумулирует творческий потенциал подростков в области художественно-театрального искусства и культуры, активно способствует созданию чего-то совершенно необычного, неповторимого, что особенно важно в этом возрасте, так как для подростков очень важно самореализоваться, самоопределиться.
Изучение курса предусматривает ознакомление школьников со структурой учреждений культуры и искусства, их историей, условиями труда и отдыха персонала, особенностями обучения студентов, внедрением новой техники, возможностями профессионального роста и повышения квалификации.
Программа рассчитана на 12 недель (36 часов) по 3 часа в неделю.
ДООП «ЮНЫЙ ГОРНЯК»
(Программа по профессиональной ориентации в сфере горного дела)
Практическая значимость дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный горняк» обусловлена тем, что занятия обеспечивают условия для профессиональной ориентации и предоставляют возможность расширить знания учащихся о мире профессий в горнодобывающей промышленности через организацию профессиональных проб, а также экскурсий на предприятия горнодобывающей промышленности, знакомство и сотрудничество с СУЗами и ВУЗами этого профиля.
Учащиеся знакомятся с требованиями, которые предъявляются к профессиям в горнодобывающей промышленности, спецификой трудовой профессиональной деятельности в этой сфере, что позволит им в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Программа рассчитана на 12 недель (36 часов) по 3 часа в неделю.